Италия | Феррара

Последнее обновление 27.03.17 08:53

Контактный телефон:
+7 925 517 2846

 

Авиабилеты On-line Контакты

Италия » Феррара  

Феррара. Дом Людовико Аристо.

Италия / Italia

Феррара / Ferrara

Феррара (итал. Ferrara, эмил.-ром. Frara, лат. Ferraria) — город в итальянском регионе Эмилия-Романья, административный центр одноимённой провинции. Покровителем города считается св. Георгий. Праздник города 23 апреля.

Феррара в Средние века
История Феррары не восходит до глубокой римской древности. Первоначальная оседлость образовалась здесь, по всей видимости, в эпоху варварских вторжений. Беглецы из Аквилеи во время нашествия гуннов (452 г.) основали среди болот убежище, которое носило название Forum Alieni; стало быть, происхождение Феррары и Венеции аналогично. После лангобардского завоевания (568 г.) местность осталась в руках Византии, и здесь была построена крепость (лат. castrum bizantino). Она служила оплотом против варваров с севера. Между VII и VIII веком, из-за непрерывных нашествий варваров, которые опустошили провинцию Вогиера, местопребывании епископа было перемещено в окрестности этой крепости на правый берег рукава Волано (Po di Volano) дельты реки По, туда, где ныне стоит базилика Сан-Джиорджио (Basilica di San Giorgio fuori le mura) и фактически с этого времени Феррара является центром епископства, называемого теперь архиепископством Феррары и Комаккьо (Arcidiocesi di Ferrara-Comacchio).

При короле Лиутпранде город был взят лангобардами, но когда Пипин Короткий отвоевал у них Равенну и Пентаполь, Феррара в числе других 22 городов была принесена в дар Папе Стефану II (754 г.). Именно в документах, изданных по этому случаю в 753 году королём лангобардов Дезидерием, впервые упоминается название Феррара.

Принадлежа с тех пор к Церковной области, Феррара в конце IX в. была уступлена папами на феодальных основаниях маркграфам-маркизам тосканским. Уже во времена графини Матильды, в конце XI в., город обладал значительными вольностями и достиг заметного процветания. Некоторые из представителей местной аристократии, особенно фамилия Салингера-Торелли, стали во главе императорской (позже гибеллинской) партии; другие, преимущественно род Аделарди, поддерживали национальную (позже гвельфскую) партию и стояли на стороне Папы. Обе семьи упорно соперничали из-за выборной должности капитана, в руках которого совместно с советом господ находилось управление города. Во время великой распри между папством и империею, при Фридрихе Барбароссе, гвельфы восторжествовали в Ферраре, и она примкнула к лиге ломбардских городов; Аделарди получили звание подесты, признав над собой суверенитет римской церкви.

[Феррара при герцогах д’Эсте
Дальнейшее осложнение борьбы привело к захвату власти домом д’Эсте, утвердившейся издавна в Веронской области и носившей титул маркизов. Члены ее были ревностными гвельфами. Аццо V из этого дома сделался главой Феррары в самом конце XII в. Преемники его колебались в своей власти над городом, принужденные отстаивать ее оружием против гибеллинов. В борьбу вмешивались папы, императоры, Милан, Венеция, Флоренция, Неаполь. В XIV в. Эсте вследствие размолвки с Римом перешли в лагерь гибеллинов; тем не менее папы были принуждены подтвердить их господство, распространившееся на Ровиго, Модену и Реджио. В половине XV в. они получили герцогский титул. Несмотря на то, что честолюбивые притязания их втягивали город во множество войн (в XV и XVI вв.), они сумели сохранить авторитет, и принципат д’Эсте стал тесно связан с судьбами Феррары.

Постоянное развитие культуры, искусства, а также роскоши двора делает д’Эсте одним из самых известных и уважаемых семейств среди европейской знати. Высший расцвет «феррарской цивилизации» совпадает с правлением Никколо III (он жил между 1384 и 1441 г.), Лионелло (ум. 1450), Борсо (ум. 1471), Эрколе I (ум. 1507); затем город-герцогство сохранил за собой крупное место и в течение XVI в., при Альфонсо I (ум. 1531), Эрколе II (ум. 1559) и Альфонсо II, прожившем до 1597 г. Феррара составляла в это время важный экономический и культурный центр, имеющий важное военное значение благодаря бастионной системе укреплений, возведенной вокруг города в XVI веке. Удобные сообщения с Венецией, Вероной, Болоньей содействовали успехам торговли.

Феррарский двор
Феррарский двор отличался почти сказочным великолепием. Примеру государей следовала аристократия. Пышность жизни установилась небывалая, в жилище, одежде, украшениях, мебели, обстановке, лошадях, слугах и т. д. Дворцы, виллы, сады, парки со зверинцами носили поэтическое имя «delizie». Маскарады, балы, банкеты, охоты, турниры, спектакли назывались «cortesie». Вся жизнь была как бы сплошным праздником. Рыцарство, которое везде отжило свой век, в Ферраре глубоко проникало в нравы: существовал особый орден «золотой шпоры», производились вооруженные состязания, совершались игры любви, дебатировались вопросы чести. Рукописи рыцарских романов проникали из Франции и читались с восторгом. Провансальские трубадуры находили теплый примем при феррарском дворе уже в XIII в. В этом обществе суровых солдат и удалых охотников большое влияние благодаря рыцарским привычкам приобрели женщины, не остававшиеся в тени, как в других городах. Они присутствовали на турнирах и травлях, играх, процессиях и представлениях, смягчая и украшая жизнь своей прелестью. Все эти типичные черты феодального общества нигде в Италии не выступали так ярко, как в Ферраре и Милане. Её властители во всем стремились подражать нравам и обычаям бургундского двора, которые так красочно описал Й. Хёйзинга в „Осени Средневековья“. И не случайно на всем протяжении Возрождения Феррара была и оставалась главным центром и рассадником куртуазной культуры. Средневековая литература о рыцарях Круглого Стола нашла в Ферраре своих достойных преемников в лице Боярдо и Ариосто. По верному замечанию Ф. Монье, "рыцарство, которое в других местах превратилось в простое литературное воспоминание, здесь — живая действительность“.

В придворном обществе Феррары царствовали аристократические понятия. На ремесленника, крестьянина смотрели с презрением: он должен только платить все, что господа потребуют, служить и работать, сколько прикажут. Сами простолюдины называли себя «собаками и холопами его светлости». Имели значение лишь те группы людей, которые примыкали к дворцу и участвовали в его жизни: оруженосцы, стольники, сенешали, пажи, псари, карлики, шуты, музыканты — и, поверх этой служилой толпы, дворяне, маркизы и графы, владельцы башен и земель. Своеобразие нравов XV в. этого двора подвергалось впоследствии осуждению за грубость феррарской юстиции, активно применявшей пытки, казни, ослепления, четвертования, и романтические чувствования цивилизованного общества, в сердца их проник «просвещенный разврат», соседствовавшие с «волчьим аппетитом варваров».

Период культурного расцвета Феррары можно отсчитывать от 1391 года, основания Альберто V университета Феррары, который связан с именами Парацельса, Коперника и Савонаролы. Сын Альберто V, Никколо III, тоже увлекался основанием школ, библиотек, музеев, привлечением писателей, артистов, возведением художественных памятников. Не только мужчины, но и женщины из рода д’Эсте или жены герцогов покровительствовали наукам и искусствам. Таковы, напр., Элеонора Арагонская, жена Эрколе I, ее дочери Беатриче и Изабелла д’Эсте, «прекрасные друзья великих произведений литературы и изящных искусств»; позже — известная Лукреция Борджиа, жена Альфонсо I, Рената Французская, жена Эрколе II, сестры Альфонсо II Элеонора и Лукреция. Усилиями всех этих лиц Ферарра сделалась видным очагом итальянского Ренессанса.

Литература
Двор д’Эсте и знатное общество Феррары прежде всего интересовались литературой. Известный знаток древности Гуарино да Верона был приглашен Никколо III в наставники к его сыну Лионелло. Последний сам писал латинские стихи и привлек в Феррару целую группу поэтов-классиков, среди которых следует выделить Тито Веспасиано Строцци. Университет славился учеными латинистами и эллинистами, библиотека — драгоценными рукописями-униками. Однако общество же знатных кавалеров и светских дам настоятельно требовало разработки родной литературной речи. Леон Баттиста Альберти произвел в Ферраре свои первые опыты «возрождения итальянского языка». От скоро вышедшего из моды гуманизма строгого типа осталось лишь почтение «к всемогуществу, величеству и необходимости литературы». Поэты, романисты, рассказчики, ораторы стекались со всех сторон и встречали гостеприимный прием у герцогов и знати. Они переводили классические произведения, подражали им, стремились также создать оригинальное направление, знакомящее с характером культуры феррарского общества. Любимыми литературными видами были сонеты, мадригалы, любовные новеллы и песни, даже застольные фарсы. Большой популярностью пользовалась также драма, особенно же комедия: переводные (Плавта, Теренция) и вновь написанные пьесы постоянно давались на частных сценах в дворцах и виллах. Альфонсо I построил в Ферраре великолепный общественный театр, и город сделался в XV в. истинным сценическим центром Италии. Литература феррарского Возрождения, выросшая на празднествах и пирах, рассматривает поэзию как развлечение: «светская и романическая, она является цветком роскоши, детищем радости, источником и орудием игры». Боярдо превосходно воплотил сущность феррарского «quattrocento» в своей знаменитой поэме «Влюблённый Роланд». Затем Ариосто воспевал блестящий мир, нравы которого так великолепно изображены Веронезе в его гигантских картинах. Ариосто провел значительную часть жизни в Ферраре (ум. 1533) и его «Неистовый Роланд» может быть назван зеркалом феррарского прошлого. Поэтическая деятельность Тассо также была связана с Феррарой, он стоял близко к герцогам д’Эсте. Феррарский поэт Баттиста Гуарини (ум. в 1612 г.), автор буколической драмы «Il pastor fido», принадлежал к любимейшим в Италии писателям.

Был момент в истории Феррары, когда там даже интересовались религиозными движениями, охватившими Европу в XVI в. Под влиянием Ренаты, жены Эрколе II, двор герцогов сделался приютом реформаторов и свободных мыслителей: она дала убежище Кальвину и Клеману Маро, приглашала к себе итальянских религиозных новаторов. Но такое настроение не гармонировало с господствовавшим духом и исчезло вместе с удалением Ренаты.

Феррарская школа живописи
Владыки Феррары стремились культивировать и пластические искусства, хотя наиболее именитые представители ренессанса — Брунеллески, Донателло, Пьеро делла Франческа, Беллини, Мантенья, Тициан — посещали Феррару только мимоходом. В город привлекались мастера не только из различных местностей полуострова, но и из-за Альп. Рождение собственной феррарской школы (Officina Ferrarese), с ее особенным, полным аллегорий языком, произошло при маркизе Феррары Леонелло д'Эсте и его сыне Борсо д'Эсте, заказывавших оформление своих резиденций картинами и фресками весьма необычного, аллегорического содержания и не предназначавшегося для всеобщего обозрения. Первым известным таким заказом стал циклом цикл из 9 аллегорических картин с изображениями девяти муз для студиоло дворца Бельфоре, начатый Анджело Макканьино из Сиены в 1447 году и законченный Козимо Тура, в картинах которого вполне проявились все важнейшие черты феррарской школы. Еще более сложную иконографию предлагают фрески Палаццо Скифанойа, заказанные Борсо д'Эсте в 1469-71 гг. у Козимо Тура, Франческо Косса и Эрколе деи Роберти и представляющие сложный аллегорико-астрологический ансамбль на сюжет 12 месяцев, толкованию которого до сих пор привлекает исследователей. Тура, кроме того, расписал капеллу великолепного загородного дворца герцога Борсо (Delizia di Belriguardo).

Музыка
Во второй половине XVI веке при дворе герцогов Феррары органистом, а фактически и капельмейстером становится один из самых значительных мадригалистов Италии Луццаско, который занимался организацией закрытых феррарских концертов для высшего света с участием виртуозных певиц (т.н. Concerto delle Dame) и имел многочисленных учеников, в т.ч. Фрескобальди.

Феррара после падения дома Эсте
В 1598 году, ввиду отсутствия законных детей у герцога Альфонсо II, папа Клемент VIII снова завладел феодом и город вошел в Папское государство. С потерей столичного статуса, начинается период упадка Феррары, население которой стало заметно выселяться на территорию Модены. После наполеоновских войн Феррара должна была сохраниться за папами, но оказалась занятой австрийским отрядом. После удаления его в 1859 году в городе произошло восстание против Рима, и он вместе с остальной Эмилией примкнул к объединявшемуся итальянскому королевству в 1860 году.

Архитектура города и его достопримечательности
Первоначально поселение на территории города Феррары возникло между VII и VIII веком вокруг византийской крепости и местопребывания епископа примерно в том месте, где ныне стоит базилика Сан-Джиорджио (Basilica di San Giorgio fuori le mura); в то время рукав Волано (Po di Volano) дельты реки По был более полноводным и это место представляло собой остров между двумя рукавами дельты реки По.

Старый город
Ограниченность территории этого острова подтолкнула к возникновению около 1000 года нового поселения в районе улицы Сводов, шедшей тогда вдоль левого берега рукова Волано, протекавшего тогда по линии современных via Ripagrande и via Carlo Mayr. Этот старейший в Ферраре район сохранил средневековый колорит города, сама улица Сводов (итал. Via delle Volte) получила свое название от ее подвесных арок, соединяющих на уровне второго этажа находящиеся по двум сторонам улицы дома.

Постепенно район, севернее улицы Сводов, становится центром Феррары. В 1135 году сюда переводят резиденцию епископа и кафедральный собор, рядом с которым возникает ярмарочная площадь (площадь Трав, ныне Piazza Trento e Trieste). Сам существующий ныне собор несёт на себе отпечаток всех исторических эпох, прожитых городом. Фасад собора удивляет прекрасным слиянием элементов готической и ретороманской архитектуры. Возведение колокольни в стиле классического возрождения было начато в 1412 году и завершено по проекту Альберти. Атриум, расположенный с левой стороны от входа в Музей Оперы, хранит примеры ретороманской скульптуры, гобелены и ковчеги.

В 1245 году против собора возводят первую резиденцию герцогов Эсте — палаццо Муничипале (Palazzo Municipale (Ferrara)), а улица между ним и собором с дворцом епископа, называвшаяся Via degli Adelardi, дает начало одному из центральных современных проспектов города — Corso Martiri della Liberta. Здесь же в центре города в XIV веке было возведено городское Palazzo della Ragione, сгоревшее в нач. XX века.

В XIII веке севернее собора располагалась маленькая крепость — т. н. Башня Львов (Torre dei Leoni), которая в конце XIV века была перестроена в существующий ныне Замок герцогов д’Эсте (итал. Castello Estense архитектором Бартолино из Навары по заказу маркиза Николо II д’ Эсте. Замок изначально задумывался как крепость, но в течение веков неоднокретно перестраивался, чтобы уже во времена Эрколе I д’Эсте в XV веке стать местом постоянного проживания семьи Эсте. Это была первая в Италии резиденция правителей, защищенная пушками[4]. В настоящее время все помещения замка открыты для посещения, кроме того, в некоторых залах проводятся художественные выставки. В октябре 2006 года было принято решение об открытии в замке семейства герцогов д’Эсте, считающемся символом Феррары, филиала российского Эрмитажа.

При Никколо II д'Эсте (1338—1388) произошло первое расширение города вниз по течению рукава Волано, напоминанием о котором остался дворец Каза Ромей (Casa Romei) и палаццо Рената ди Франча (Palazzo Renata di Francia), куда въехал университет, основанный его сыном, Альберто V д’Эсте. Последний возвел на востоке города новую резиденцию — Палаццо Скифанойа, знаменитое, в первую очередь, фресками на астрологические темы работы Косме Тура, Эрколе де Роберти и Франческо дель Косса.

В 1492 году герцог Эрколе I д'Эсте поручил архитектору Бьяджо Россетти (Biagio Rossetti) перестроить город, исходя из новой гуманистической концепции «идеального города» с прямоугольной сеткой улиц и зелеными насаждениями. Завершение этого проекта ознаменовало рождение современного градостроительства, поскольку Феррара оказалась первым европейским городом, преобразованным по единому плану. Это и стало поводом для объявления ЮНЕСКО центра города достоянием человечества.

Прежде всего была засыпана канава Джиовекка (Giovecca), отделавшая старый город от северных территорий, и на ее месте устроен широкий проспект (ныне corso delle Giovecca), по которому идет граница между средневековым городом, тянущимся вдоль левого берега рукава По, и новым, названным Расширением Эрколе (Addizione Erculea). Этот новый город был рассечен двумя широкими проспектами: с юга на север — улицей Ангелов (ныне corso Ercole I d’Este) и с востока на запад — улицей дей Приони (via dei Prioni), переходящей в улицу Равновесия (via degli Equinozi, ныне ось проспектов corso Biagio Rossetti, corso Porta Mare и corso Porta Po).

На пересечении этих двух проспектов, названном Перекрестком Ангелов (Quadrivio degli Angeli), были возведены прекрасные дворцы: Алмазный дворец (Palazzo dei Diamanti), Palazzo Turchi di Bagno (Palazzo Turchi di Bagno) и Palazzo Prosperi-Sacrati (Palazzo Prosperi-Sacrati). Оба фасада Алмазного дворца, обращенные к прилегающим улицам, полностью облицованы мрамором (более 8500 камней), обработанным в форме алмаза, создающих весьма необычную игру света и тени. В 1832 году Алмазный дворец был выкуплен муниципалитетом города Феррара и в настоящее время на первом этаже здания расположена Галерея Современного Искусства, а второй отдан Национальной Картинной Галерее Феррары, коллекция которой имеет исключительную историческую и культурную ценность.

Весьма новой была идея устроения внутри города многочисленных скверов и парков. В частности, обустроена засаженная деревьями Новая площадь (ныне piazza Ariostea), древнее место проведения городского праздника (Palio di Ferrara).

Городские стены
В эпоху Возрождения вход город был окружен стенами, соответствовавшими всем фортификационным требованиям XVI века; в него можно было попасть через трое ворот: Porta Paola, Porta S. Giovanni и Porta degli Angeli, утроенных в стене на юге, востоке и севере соответственно. При Бьяджо Россетти был выстроен защищавший Расширение Эрколе северный участок стен с небольшими полукруглыми башнями и двумя большими круглыми башнями (Torrione) дель-Барко в северо-западном угле и св. Джованни на востоке, типичными для военной архитектуры начала XVI века. Средневековые участки стен много раз перестраивались в XVI веке, а между 1575 и 1585 годами при Альфонсо II д'Эсте городские стены были усилены бастионами в форме «туза пик».

Город в эпоху барокко
В XVII-XVIII веках, уже после присоединения Феррары к папскому государству, многие общественные здания и подавляющее большинство церквей.

В 1612 году Джовани Баттиста Алеотти (Giovan Battista Aleotti) перестраивает городские ворота Porta Paola и, пристроив к двум бастионам юго-западного угла городских стен еще три, возводит рядом пятиугольную крепость, ставшую символом папского периода истории Феррары (крепость была разрушена по этой причине в XIX веке). Ему же принадлежит проект единственной церкви Феррары, выдержанной полностью в стиле барокко — церкви Сан-Карло (Chiesa di San Carlo (Ferrara)).



Менеджер по направлению - Алексей Исаев
ICQ 249-666-546
My statusСкайп: christofor_ami
e-mail: ami@christofor.ru
Телефон +7 (495) 517 2886

ФЕРРАРА:  
Общие сведения  

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика