Контактный телефон:
+7 925 517 2846

С XII по XVI столетие в Испании значительную роль играло искусство мудехаров - мусульман, которые остались жить на освобожденных христианами землях и сохранили свою религию, обычаи и художественные традиции. Доля участия мудехаров в развитии архитектуры, декоративных форм скульптуры и живописи, а также художественного ремесла нельзя свести к чисто внешнему факту сотрудничества. Речь в данном случае идет о более сложном синтетическом явлении, в котором оказались тесно слитыми элементы мавританского, готического и позднее ренессансного искусства (последние имели в основном декоративное значение). Не случайно исследователи обычно рассматривают это явление как своеобразный стиль мудехар, произведения которого создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами.

В стиле мудехар были сохранены основные конструктивные элементы мавританской архитектуры: подковообразная, иногда со стрельчатым завершением арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах. Основой живой и свободной пространственной композиции зданий служил внутренний двор, вокруг которого группировались все остальные помещения. В стиле мудехар, сооружения которого отличались простой, рациональной, прекрасно отвечающей климатическим условиям планировкой и жизнерадостным приветливым обликом, охотно строили жилые здания.

Привлекали также недорогие материалы: кирпич, дерево, гипс и дешевые рабочие руки народных мастеров. Стиль мудехар, распространившись по Пиренейскому полуострову, получил особо интенсивное развитие в некоторых областях, как, например, Кастилия, Арагон, Андалусия, и таких городах, как Толедо, Сарагоса, Кордова, Севилья и многих других.

Искусство мудехаров — явление сложное, во многом противоречивое, не всегда однородное и безусловное но художественному качеству. Даже лучшие его произведения не сумели освободиться от заключенного в самом стиле оттенка вторичности. Различаются обычно два направления. То, что получило название народного мудехара, развивалось спонтанно в областях, отвоеванных испанцами, где традиции мавританского искусства довольно естественно оказались примененными к культу и обычаям христиан. Постройки народного мудехара охватили области церковной и городской жилой архитектуры, они возводились, как правило, из кирпича и отличались устойчивыми формами сооружений и мотивами декора. При нарядности облика постройки были скромными и небольшими.

Придворный мудехар стал складываться несколько позже, по мере укрепления власти испанцев на отвоеванных землях, и развивался до XVI века включительно. В этом стиле отражалось стремление духовной и светской знати Испании к роскоши и комфорту. Воплощением данной тенденции могла быть в испанской действительности еще живая восточная традиция. Элемент вторичности стиля мудехар проявил себя в придворных формах наиболее отчетливо. К данному направлению примыкают в отличие от более поздних пристроек части севильского Алькасара XIV века. В фасаде (1364) здания, обычно называемом дворцом короля Педро, можно обнаружить черты сходства с архитектурой гранадской Альгамбры. Возможно, его создали мавританские мастера из Гранады, присланные по просьбе кастильского монарха правителем эмирата Мухаммедом V. В традиции придворного мудехара в Севилье были сооружены другие дворцы XIV века: Лас Дуэньяс, которым владело герцогское семейство Альба, и так называемый Дом Пилата герцогов Мединаселли (завершенный в середине XVI столетия дворец представляет собой эффектный пример сочетания мавританских и ренессансных форм).

Что же касается народного мудехара, то к нему можно отнести многие севильские постройки. В XIV веке общий процесс слияния готических и мавританских традиций приобрел более целостный и естественный, чем в предыдущем столетии, характер. Шло интенсивное строительство церквей, основанием которых служили рассеянные по городу мечети. Их минареты использовались под колокольни, новые здания воздвигались совместно работавшими мастерами, как христианами, так и мусульманами.

Стиль стихийно возникавшего народного мудехара отличает севильские церкви: Всех Святых, Санта Марина, Санта Каталина, Сан Хиль, Сан Андрее, Сан Эстебан, Сан Исидро, Сан Маркос, особенно известную своей башней-минаретом с двойными окнами. Церкви строились из кирпича, с плоскими деревянными потолками, на фасадах формы готических порталов сочетались с подковообразными и многолопастными арками, геометрической плетенкой, глухими проемами. Отблеск мавританской строительной традиции ощущается в этих постройках гораздо отчетливее и глубже, чем воздействие собственно готических форм.

Испанское искусство:

Живопись
   Музеи
   Художники
   Репродукции:
   XIV - XVI вв.
   XVII - XVIII вв.
   XIX в.
   XX - XXI вв.
Скульптура   
 Скульпторы
 Фотоальбом скульптуры:
   XV - XVIII вв.
   XIX в.
   XX - XXI вв.
Архитектура
  Архитектурные стили
   Архитекторы
   Фотоальбом:
   XV-XVII вв.
   XVIII в.
   XIX в.
   XX - XXI вв.

Историческая справка
Испания



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика