Хосе или Хусепе де Рибера (исп. José de Ribera)
по прозвищу Спаньолетто (Lo Spagnoletto — «маленький испанец»);
12 января 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь) — испанский художник
эпохи барокко, живший и работавший в испанском Неаполе. Помимо живописных
работ, оставил большой объём графики. Наиболее значительный испанский
гравёр, работавший до Гойи.
Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях (в частности, в соборе св. Януария).
Как сообщает биограф Паломино, Рибера учился в мастерской Франсиско Рибальты. Сведения о молодости Риберы крайне обрывочны. Вероятно, не позднее 1613 года он перебрался в Италию, где, как принято считать, изучал картины старых мастеров в Парме и Риме.
Все сохранившиеся работы художника датируются неаполитанским периодом. Впервые о нахождении Риберы в Неаполе сообщается под 1616 годом, когда он женился на местной жительнице. Работал по заказам местного духовенства и вице-короля герцога Осуна, а также его преемников. Большинство заказчиков увозило картины Риберы с собой в Испанию, где его ценили и много копировали. В 1626 г. он был избран членом римской академии Св. Луки.
Ранние картины Риберы находятся в русле традиции тенебризма и, подобно работам его наставника Рибальты, выполнены под сильным влиянием Караваджо. Позднее на караваджистскую основу наложилось влияние предельно далёких от Караваджо болонских академистов Карраччи. Как и в случае с Караваджо, стилевая манера Риберы строится на контрастах света и тени. В драматических сценах мученичества он выявлял победу духа и воли над телесной немощью и страданием.
Натуралистичность полотен Риберы сделала его героем жутких легенд и сплетен. Многие годы он делал зарисовки во время допросов в тюрьмах, наблюдая, как ведут себя люди под пытками. В творческом наследии Риберы преобладают мифологические и религиозные темы. Его влекли античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни святых. Сохранилось также несколько портретов.
Как отмечено в БСЭ, приблизительно с 1635 года Рибера «переходит к более уравновешенным решениям: светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми или серебристыми оттенками». Жуткие в своей реалистичности детали подчёркиваются грубыми мазками кисти. Драматический эффект ран, морщин, бород зачастую достигается утолщением красочного слоя.
Одним из лучших произведений
художника считается картина «Св. Инесса» (1641; Дрезден, Картинная
галерея).
Живопись
Музеи
Художники
Репродукции:
XIV - XVI
вв.
XVII -
XVIII вв.
XIX в.
XX - XXI вв.
Скульптура
Скульпторы
Фотоальбом скульптуры:
XV -
XVIII вв.
XIX в.
XX - XXI
вв.
Архитектура
Архитектурные
стили
Архитекторы
Фотоальбом:
XV-XVII
вв.
XVIII
в.
XIX в.
XX -
XXI вв.