Контактный телефон:
+7 925 517 2846

На юге Испании сохраняется множество памятников эпохи арабского владычества, многие из них имеют мировое значение. А среди самых знаменитых храмов этой эпохи выделяется мечеть в Кордове - одна из самых грандиозных построек ислама. В 785 г. эмир Абдурахман I выкупил у христианской общины Кордовы место, где стояла полуразрушенная церковь Сан-Висенте, сооруженная еще во времена вестготского королевства, в V в. На месте церкви эмир начал строительство большой мечети. Возможно, что в ее возведении приняли участие мастера из Багдада и Византии. Снаружи здание скорее похоже на готическую крепость, и никак нельзя предположить, какие художественные сокровища там заключены.

Мечеть окружена стенами, образующими прямоугольник со сторонами 200 на 144 метра. Эти стены кажутся бесконечными. Высота стен колеблется от 8 до 20 метров, в зависимости от рельефа местности. Там, где рельеф понижается к реке Гвадалквивир, стены вырастают, достигая предельной высоты. Ранее вдоль стен шла закрытая галерея, защищавшая прохожих от дождя и солнца. С северной стороны мечети ранее находился мусульманский минарет. Сейчас на его месте возвышается колокольня, построенная испанским архитектором Эрнаном Руисом в 1590-х гг.

Пятиярусную колокольню увенчивает статуя архангела Рафаила работы скульптора Вердигье (XVIIIв.). Через ворота колокольни можно попасть во внутренний двор мечети - так называемый Апельсиновый двор. Здесь расположены пять традиционных фонтанов для омовения. С западной и восточной сторон двора сохранилась крытая галерея, идущая вдоль стен. Строители мечети прибегли к чрезвычайно оригинальному приему: не стали возводить сплошную стену, отделяющую Апельсиновый двор от внутреннего пространства мечети, а двор засадили ровными рядами деревьев, образующими как бы ряды колонн. В результате внутренняя колоннада мечети естественно переходила в реальное пространство двора, где колоннам соответствовали деревья.

Здание мечети занимает площадь 180 х 130 метров. Ее громадный внутренний зал с многочисленными рядами колонн достигает в высоту 11,5 метра и создает захватывающее впечатление беспредельности. Высота колонн мечети всего чуть более трех метров, но она зрительно увеличивается сложной системой двухъярусных арок, выложенных полосами в два цвета: красновато-коричневый и белый. Бесконечное повторение арок создают ощущение безграничного пространства, которое плавно перетекает в бесконечный узор орнамента, украшающего стены мечети.

Потолок мечети выполнен из ценных пород дерева. После завершения строительства мечети здание имело 19 нефов, идущих с востока на запад (сохранившиеся до настоящего времени), 30 - с севера на юг, 21 ворота и 1293 колонны внутри, из которых сохранилось немногим более 800. На месте мечети в древнеримские времена стоял храм Януса, колонны из которого были использованы при строительстве мечети. Еще 114 колонн были присланы императором Львом из Византии в VIII в.

Все колонны были выполнены из различных материалов и имели разную высоту, поэтому некоторые пришлось частично "утопить" в пол, а другие, наоборот, поднимать, сооружая под ними опоры. Однако разнотипность отдельных колонн почти незаметна. Мечеть несколько раз расширялась и достраивалась. Абдурахман I построил вначале лишь одиннадцать нефов, но эпоха расцвета Кордовы привела к новому строительству и расширению мечети. В 848 г. при Абдурахмане II были добавлены еще семь поперечных нефов. В годы правления этого эмира Кордова стала крупным культурным центром, а мечеть - средоточием общественной жизни города и всей Андалусии. В Кордовской мечети устраивались политические собрания, читались указы халифа, проводились учебные занятия. Судья Кордовской мечети был главным судьей эмирата, которому подчинялись все судьи провинций.

Первый кордовский халиф Абдурахман III в 951 г. пристроил к мечети новый минарет, который считается прототипом знаменитой Хиральды в Севилье. Новое расширение мечети было проведено Хакимом II (961-976). При нем были построены четырнадцать нефов, устроен новый михраб (молитвенная ниша) и сооружена максура (место для халифа), на которой был установлен трон Хакима II, сделанный из самшита, эбена и сандалового дерева. Над созданием трона, по сообщению арабских источников, работали шесть выдающихся мастеров со своими помощниками в течение семи лет. Хаким II велел построить у западной стены мечети "комнату милостыни", где нуждающиеся странники получали подаяние. Стены комнаты были покрыты тончайшим орнаментом. В мечети хранился знаменитый Коран, столь тяжелый, что его могли поднять лишь два человека. Коран был обернут расшитым покрывалом. Каждую пятницу утром его выносили для богослужения. Специально для украшения михраба халиф выписал из Византии искусных мозаичных мастеров.

Михраб стал самой прекрасной и нарядно декорированной частью мечети. Перед михрабом была возведена купольная сень, купол которой представляет собой как бы вознесенный над пространством фантастический цветок. Он опирается на перекрещивающиеся арки, а свободные поля купола заполнены резными ажурными плитами из алебастра, через которые просвечивается неяркий нежный свет. Подковообразная арка михраба декорирована полосами, каждая из которых имеет собственный орнамент. Таким же образом украшены многолопастные арки входа в михраб, состоящие из покрытых орнаментом резных камней.

Стена, на которой находится ниша, превосходит все остальные части мечети по насыщенности и богатству декора. Ее украшает многоцветная мозаика и арабские надписи, выполненные золотыми буквами по красному и голубому фону. Пол перед аркой михраба выложен белым мрамором. Значительная часть восточной пристройки мечети относится к последнему периоду расцвета Кордовского халифата. Это время правления визиря Ал-Мансура, более известного под именем Альмансора (Альманзора), предания о котором стали частью арабского и европейского фольклора. Вначале Ал-Мансур был начальником гвардии халифа Хишама II, а затем стал главой государства и заточил в тюрьме законного наследника престола. Ал-Мансур вел успешные войны с испанцами, и ему удалось отвоевать у них ряд областей.

В его правление к зданию мечети с восточной стороны были построены восемь новых нефов по всей длине восточной стороны. Для этого строительства был использован материал разрушенных испанских построек в завоеванных арабами областях. Постройки Ал-Мансура завершили многовековое строительство мечети. И хотя незначительные переделки и добавления продолжались до взятия Кордовы испанцами, они уже не могли существенно изменить общий облик мечети.

В 1236 г. мавры были изгнаны из Кордовы. Огромное здание мечети было приспособлено под христианский храм. Начались постепенные перестройки, уже в XIII в. были заложены пролеты, через которые внутренне помещение бывшей мечети соединялось с Апельсиновым двором. Как и любой католический храм, бывшая мечеть с внешней стороны стала обрастать капеллами - фамильными усыпальницами знатных испанских семей.

Самые существенные изменения облика бывшей мечети произошли в XVI столетии. По проекту архитектора Эрнана Руиса внутри мечети была сооружена христианская церковь. Ее стены оказались выше кровли мечети, хотя архитектор и стремился использовать уже имевшиеся конструкции и по возможности сохранить облик здания. Городской совет и население Кордовы, даже христианское, резко выступило против строительства церкви. После долгих протестов и споров архиепископ Кордовы обратился за поддержкой к императору Карлу V, который дал свое согласие на строительство церкви внутри мечети. Однако, посетив в 1520 г. Кордову и увидев результаты своего скороспелого решения, Карл V раздосадованно заметил, что ни за что бы не согласился на перестройку мечети, если бы видел ее раньше.

"Вы построили то, что можно было построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире", - с горечью сказал император. Однако сожаление Карла V было запоздалым и уже ничего не могло изменить - внутри неповторимого, величайшего памятника мусульманской архитектуры была сооружена готическая церковь.

Фото Кордовы на нашей странице в Фейсбуке



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика