Контактный телефон:
+7 925 517 2846


К середине VIII века арабы, укрепившиеся на землях Гранады, превратили город Кастилия в свою столицу, изменив его название на Медина Эльвира. Начиная с омейяда Абдеррамана (IX век) и до Зави бен Зири (XI век), Медина Эльвира была столицей гранадской территории. Однако во времена упадка халифата Кордовы Зави бен Зири превратил земли плодородной долины Сьерра Эльвира в королевство. Немного позже, в 1013 году, столица была переведена в современную Гранаду, которая превратилась в процветающий город, что положило начало длительному историческому периоду - не лишенному великолепия - закончившемуся 2 января 1492 года с приходом Католических Королей.

Гранада продолжала разрастаться и становилась все красивее и красивее во времена правления альморавидов, которые пришли к власти на смену зириадам в 1090 году, а также, впоследствии, при альмохадах. Многовековая арабская культура глубоко проникла во все слои жизни города.

Самый блестящий период арабской Гранады начался около 1236 года, после того как Кордова была завоевана христианами, в результате чего город у слияния рек Дарро и Хениль превратился в столицу мусульманской Испании при правлении новой династии назари (насридов). Королевство Гранады эпохи назари, территория которого простиралась от Мурсии до Гибралтара, превратилось в последний редут ислама в Западном мире. Именно на протяжении этого периода великолепия утонченная арабская чувствительность способствовала созданию архитектурного чуда Альгамбры.

Неповторимый силуэт Альгамбры возвышается на холме на левом берегу реки Дарро, напротив того места, где находилась деревня Льиберис, занимаемая сегодня кварталами Альбайсин и Сакромонте. Это стратегический пункт, с которого открывается обширная панорама, включающая долину Дарро на севере, долину Ассабика к югу, а с восточной стороны - склон Рей Чико, которые, соответственно, отделяют их от Альбайсина, горы Маурор, где возвышаются башни Торрес Бермеха, и от холма Соль, где находится Хенералифе.

Альгамбра окружена крепостными стенами, за которыми происходили неоднократные кровопролитные столкновения, ставшие историческими вехами в истории Королевства Гранады. Ее название происходит от арабского слова "Калат-альхамбра", что означает "красный замок", что связано с оттенком железистых земель, на которых построена Альгамбра, придающим этот колорит ее стенам. Однако, арабский историк Ибн аль Хатиб связывает ее название с тем, что древняя крепость перестраивалась в ночное время, при свете факелов.

В 889 году крепость Алькасаба была частично перестроена Саввар бен Хамдум. В дальнейшем ее несколько раз перестраивали и расширяли, и в XI веке, когда короли династии зири превратили холм Альбайсин в свою резиденцию и обнесли город стенами, замок Альгамбра превратился в самую мощную крепость в Гранаде, находившуюся за крепостными стенами. Двумя веками позднее Мохаммед I, основатель династии назари, присоединил дворец к крепости, положив тем самым начало процветания Альгамбры.

Цитадель Алькасаба окружена величественными стенами и башнями. Здесь выделяются знаменитая башня Торре де ла Вела, с которой открывается впечатляющий вид на город и долину, а также башня Торре дель Оменахе, с которой можно было держать под контролем всю оборонительную систему Альгамбры. Внутри нее находятся помещения, которые использовались в военных целях, и от которых до нас дошли остатки жилых помещений, подземная тюрьма, резервуар для воды и бани.

Дорога к Альгамбре из центра Гранады идет по склону Куэста де Гомерес через красивый парк, простирающийся от Пуэрта де лас Гранадас (Гранатовые ворота) до Пуэрта де ла Хустисиа (ворота Правосудия), которые были во времена арабского владения главным входом в этот фантастический город королей Гранады. Огромная арка в виде подковы ворот Пуэрта де ла Хустисиа отделана кирпичами и камнями свода.

За ней находится внутренняя дверь, также с каменной аркой, в форме подковы, отделанная камнями свода. На абаках запечетлена надпись: "Хвала Богу. Нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет - пророк его. Нет иной власти, кроме Божьей". Скульптура Богоматери с младенцем Иисусом в одной из ниш была установлена уже в христианскую эпоху.

За Винными воротами (Пуэрта дель Вино) открывается площадь Пласа де лос Альхибес, где все проникнуто чувственным очарованием Альгамбры. За этой площадью расположен вход в комплекс дворцов династии Назари - самое сердце Альгамбры. По словам знаменитого специалиста по арабской культуре Гарсиа Гомеса, "Альгамбра - это не просто самый прекрасный, это лучше всего сохранившийся и самый древний из древних арабских дворцов, дошедших до нас во всем мире". Дворцы Назари представляют три независимых монументальных комплекса: Мексуар, предназначенный для органов юстиции, Дворец Комарес - официальная резиденция короля, и Дворец Львов, где находились частные покои владыки.

Эль Мексуар
Мексуар представлял собой помещение, где короли Гранады предоставляли аудиенцию своим подданным. Здесь, согласно протоколу, проводились официальные юридические акты. Мексуар был частично разрушен, в связи с чем сейчас он не похож на первоначальный дворец, так как, помимо перепланировки, имевшей место в период правления Юсуфа I (1333-1354), позднее, после завоевания Гранады Католическими Королями, здесь была построена христианская церковь.

В зале Мексуара примечательны цокольные панели, украшенные изразцами с девизом династии Насридов: "Нет победителя кроме Аллаха". В глубине зала находится бельведер-ораторий, с балконов которого открывается прекрасный вид на Альбайсин. Он богато украшен арабской вязью с изречениями из Корана и хвалебными словами в честь Мохаммада V (1354-1391). Именно этот владыка дал указание о строительстве соседнего помещения - Золотой комнаты (Cuarto Dorado), соединяющей Мексуар с дворцом Комарес. Трехарочный портик Золотой комнаты выходит во дворик Patio del Mexuar, отличающийся богатым декоративным украшением так называемого фасада Комарес.

Дворец Комарес
Парадной резиденцией в Альгамбре был дворец Комарес, а композиционным центром его служил знаменитый теперь на весь мир Миртовый дворик. Название это было принято только в XVII веке, и произошло оно от прямоугольного водоема, который занимает большую часть двора и обсажен по длинным сторонам подстриженными миртовыми деревьями. Отражая в своем зыбком преломлении золотисто-розовую башню Комарес (высота ее 45 метров), возвышающуюся на северной стороне дворика, и голубое небо, водоем расширяет пространство двора и создает ощущение простора.

В башне Комарес все пространство занимает великолепный квадратный Тронный зал (или Зал послов), в котором прямо против входа возвышался трон правителей Гранады. Этот зал, возведенный в XIV веке, является самым обширным в Альгамбре: его размеры— 11,3x11,3x18,2 метра. На уровне пола в нем расположились 9 больших арочных окон, три из которых по центру разделены мраморными колоннами.

Толщина стен Зала послов достигает 3 метров, поэтому каждое из окон образует самостоятельное, богато украшенное помещение — типа лоджии. Окна-лоджии придают парадному залу Альгамбры поэтическую интимность, из них гранадские правители наблюдали картины мирной жизни и чудесную природу Гранады.

Создавая Зал послов, искусные мавританские архитекторы показали весь свой талант манипулирования светом, направляя его через замысловатую резьбу окон, которые раньше закрывались цветными стеклами. Свет падает на сверкающие стены, освещая весь зал пронизывающим мерцающим сиянием. Мягкий свет идет не только из нижних окон, но и из 20 верхних, забранных решетками. Выше тени сгущаются, но даже они не могут скрыть вдохновенное создание арабских мастеров — знаменитый наборный потолок из кедрового дерева. Он окаймлен сталактитовым фризом и состоит из 3 сужающихся кверху наклонных плоскостей, в центре завершающихся маленьким сталактитовым куполом.

Зал послов является не только самым обширным, но и самым историческим залом Альгамбры. Правда, не все ученые до конца уверены, что именно в нем происходили некоторые действительные события. Например, предания утверждают, что в этом зале королева Изабелла принимала Христофора Колумба и здесь же султан Боабдиль сдал Гранаду католическим королям Испании.

По контрасту с открытым и освещенным пространством Миртового Дворика затененный арочный проход в башне Комарес влечет к себе таинственной, прохладной полутьмой. Входу в башню предшествует вытянутый в длину, узкий «Зал ла Барка» — Зал Лодки. Некоторые исследователи объясняют это название сходством росписи потолка зала с килем корабля. Однако испанский писатель Карлос Паскуаль выводит этимологию слова «барка» от арабского «барака» — «благословение, благодать», и это кажется наиболее правдоподобным.

К дворцу Комарес тесно примыкает Львиный дворик, представляющий собой тип дворцового здания-сада. Здесь протекала частная жизнь гранад-ских халифов, что придавало ему камерный, интимный характер.

Здание дворца-сада целиком относится ко второй половине XIV века. В центре небольшого открытого дворика располагается фонтан, окруженный двенадцатью львиными фигурами, отчего впоследствии и произошло название всего двора. Львы, изваянные из какого-то особого полудрагоценного мрамора, расставлены как лучи звезды.

Число львов неслучайно. Согласно легенде, 12 львов поддерживали трон царя Соломона, и об этом султану Мухаммеду аль-Гани рассказал его визирь ибн-Нагрелла, еврей по происхождению. Он же и посоветовал султану украсить фонтан фигурами львов, которые в Альгамбру принесли из старого дворца в Альбуйеине. Дотошные исследователи и эту историю относят к легендам, так как львы у фонтана появились якобы только в XVI веке — уже после падения Гранады. Но как бы ни спорили историки и искусствоведы, в одном они сходятся: в Львином дворике живет сама тишина, нарушаемая только журчанием водяных струй, к узорам которых добавляются узоры орнамента.

Вода, в изобилии поступавшая с горных склонов Сьерра-Невады, наполняла ручьи, сады и фонтаны Альгамбры и была той стихией, которую мавры ценили больше всего. Для арабов фонтаны, ручьи и водопады являются не менее характерной частью архитектуры, чем колонны для греков. Неслучайно на фонтане в Львином дворике сохранилась надпись: «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор».

На западной стороне Львиного дворика располагается «Зал сталактитов», который назвали так из-за кружевного убранства потолка. К сожалению, потолок этот погиб в конце XVI века во время пожара, и в 1614 году он был заменен эллипсовидным покрытием.

С северной стороны Львиного двора находится Сала де лас Дос Эрманас – зал Двух сестер. Предполагается, что вместе со следующими за ним апартаментами он являлся зимней резиденцией для женщин. Его черепица и лепное оформление, возможно, являются самыми прекрасными во всей Альгамбре. Выполненный в виде сот купол, самый крупный из арабских сталактитовых сводов, составляют около 5000 ячеек. Свое название этот зал получил из-за двух огромных одинаковых мраморных плит, вмурованных в пол.
Рядом с Залом Двух сестер находится Сала де лос Ахимесес («зал окон»). Между двух его арочных окон расположен Мирадор де Линдараха – изящный маленький закрытый балкон с тремя окнами, почти доходящими до пола и обращенными к Патио де Линдараха.

На южной стороне Львиного двора расположен Сала де лос Абенсеррахес – «Зал длиннобородых», названный так в честь влиятельной аристократической семьи, проводившей, возможно, во дворце Альгамбра свои зимние празднования. В центре зала, увенчанного величественным сталактитовым куполом, находится 12-сторонний мраморный фонтан.

Дворец Карла V
На восточной стороне площади Пласа де лос Альхибес возвышается дворец, построенный архитектором Педро Мачука для императора Карла V. Начавшись в 1526 году, строительство так и не было завершено; дворец оплачивался благодаря специальному налогу, возложенному на мавров, оставшихся в Гранаде после ее освобождения.

Это массивное сооружение площадью 65 кв. м (207 кв. футов) и высотой 17 м. (57 футов), со скромным фасадом, даже оставаясь незаконченным, представляет собой прекрасный пример архитектуры позднего Ренессанса в Испании. Не считая фасада, единственной его законченной частью является внутренний двор и двухэтажная ротонда, нижняя галерея которой украшена дорическими колоннами, а верхняя – ионическими.

Национальный музей испано-мусульманского искусства
На первом этаже дворца Карла V расположен Национальный музей испано-мусульманского искусства, где представлена крупная коллекция декоративных объектов периода мавританского правления в Испании, многие экземпляры которой взяты из Альгамбры.

Среди экспонатов музея вы увидите изделия из стекла, керамики, декоративные бордюры и – главное сокровище музея – 1,3-метровую "Вазу газелей", которая датируется 1320 годом.

Музей Изящных искусств Гранады
На верхнем этаже дворца Карла V размещается музей Изящных искусств Гранады, посвященный в основном художникам гранадской школы. Среди представленных скульптур вы увидите «Погребение» Якобо Флорентино, «Святого Иоанна Божьего» Алонсо Кано, статуи работы Педро де Мена и Диего де Силоэ. Собрание картин включает многие полотна Алонсо Кано и работы Фра Хуана Санчеса Котана (жившего в Картухе), а также Педро де Раксиса, Педро Анастасио Боканегра, Хуана Рамиреса и Хуана де Севильи.

Церковь Санта-Мария
На восточной стороне дворцового комплекса Карла V возвышается церковь Санта-Мария, построенная между 1581 и 1618 гг. на месте мечети дворца Альгамбра.

Именно в ней была проведена самая первая месса после освобождения Гранады от мавританского владычества. Справа от главного входа находится колонна, на которой высечены даты смерти двух христианских мучеников, погибших в 1397 году.

Купить входные билеты в Альгамбру онлайн

Достопримечательности Гранады:
1. Ворота Эльвиры / Puerta de Elvira
2. Площадь Св. Николая / Plaza de San Nicolás
3. Альгамбра / L'Alhambra
3. Хенералифе / Heneralife
4. Дом Чапис (Школа Арабских Исследований) / Casa del Chapiz (Escuela de Estudios Árabes)
5. Дворец семьи Кордова / Palacio de los Córdoba
6. Монастырь Сан Бернардо / Convento de San Bernardo
7. Дом Кастриль / Casa de Castril
8. Мавританские бани Эль-Баньюэло / El Bañuelo
9. Королевская канцелярия / Real Chancilleria
10. Церковь Святой Анны / Iglesia de San Gil y Santa Ana
11. Аюнтамьенто (ратуша) / Ayuntamiento
12. Угольный двор / Corral del Carbón
13. Дворец Медресе / Palacio de la Madraza
14. Королевская капелла / Capilla Real
15. Кафедральный собор / La Catedral
16. Королевский госпиталь / Hospital Real de Granada
    Альбайсин / Albaicín
    Алькайсерия / Alcaicería
    Картуха / La Cartuja
    Музей Изящных (Изобразительных) искусств Гранады / Museo de Bellas Artes de Granada
    Фонд Родригеса-Акосты / Fundación Rodríguez-Acosta
    Скульптура, памятники, монументы, фонтаны



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика