Контактный телефон:
+7 925 517 2846

Из всех загородных садов, некогда находившихся на Холме Солнца, сохранился только этот. Это место служило укромным приютом, куда султаны любили удаляться, чтобы отдохнуть в уединении от дворцовых забот. Близость Альгамбры позволяла им наслаждаться природой, чувствовать себя в полном отрыве от дворцовой суеты и, вместе с тем, быть в любой момент в курсе всех срочных и непредвиденных дел.

Согласно профессору Манцано, Хенералифе было одновременно "дхеннатом" (т.е. райским садом) и огородом, подсобным хозяйством, снабжавшим королевский двор продовольствием. "Сад - не что иное как кусочек природы, любовно отделенный от её целостности каменной ограды, отделяющей сухой, подчас пустынный враждебный, внешний мир внутреннего пространства, устроенного по геометрическому принципу, орошенного животворной водой, засаженного мудро отобранными деревьями и всякого рода другими растениями с тем, чтобы превратить атмосферу дома в благоуханный, густой, тенистый оазис - прообраз настоящего "дхенната", т.е. рая земного.

По своему размеру Хенералифе не сравним с теми огромными восточными заповедниками "Хаир", в которых охотились принцы Омейяды, которые, видимо, существовали и в Гранаде, но в большом отдалении от города. Вообще же, такого рода королевские загородные дачи с "садом-огородом" существовали при дворцах всех известных в истории мусульманских эмиров, халифов, крупных и малых тайфских королей, и служили необходимым сельским, природным контрапунктом столичным дворцам средневековых бургов.

С другой стороны, Хенералифе можно рассматривать как гранадский "кармен" - тип резиденции, в которых состоятельные жители города проводили осень - "бархатный сезон".

Как правило, осенью погода на юге сухая, теплая, солнечная, сады ещё благоухают, а голубое небо безоблачно чисто. Это бесспорно лучший сезон в Гранаде. Неописуемой красоты виды, открывающиеся буквально отовсюду в Альгамбре, сами по себе объясняют почему её основатель Аль-Ахмар выбрал именно это место для её постройки. Единственное чего здесь недоставало это воды. Пришлось построить арык длиной 18 км, чтобы отвести воды реки Дарро в Альгамбру и превратить существовавший здесь ранее пустырь в цветущий оазис, в обетованный Земной рай.

Были построены запруды, водоемы, сифоны, арыки и даже песчаные фильтры, всё, что нужно для обеспечения обильного водоснабжения. Всё мастерство и знания арабских водостроителей было поставлено на службу любовного преобразования природы с тем, чтобы сделать её ближе и милее человеку.

Сельское хозяйство родилось на Востоке, также как и садоводство, и миф о Земном рае. Рождение этого мифа, передаваемого в сказаниях и легендах, уходит в очень далёкое прошлое древних культур. Вода у арабов всегда была жизненной необходимостью. Именно из-за её нехватки их предки, испокон века, научились мудро и экономно ею пользоваться.

Как никто другой они знали и владели законами физики воды, в их приложении к вопросам водоснабжения, орошения, сельского хозяйства и водопровода. Но вода в исламской культуре означала и нечто другое: можно говорить о настоящем культе воды, в основе которого лежало признание её в качестве главной оживотворяющей силы, как символ самой жизни. Её сущность пропитывают атмосферу садов и дворцов Альгамбры неуловимым таинственным, почти волшебным очарованием.

В своих нашествиях арабы всегда выбирали места для новых поселений, учитывая главным образом условие наличие воды. Без воды, не было бы ни Гранады, ни Альгамбры в этом месте. Согласно большинству авторов, слово Хенералифе происходит от двух арабских слов: "Дхеннат", означающее сад, рай, и "Алариф" - зодчий, строитель. Т.е., слово можно перевести как "сад архитектора". Другие авторы, основываясь на некоторые письменные источники эпохи, переводят это слово как "главный сад" или как "самый благородный и высокий из всех садов".

Чтобы знать, каким должен быть Хенералифе, по замыслу его строителей, нужно обратиться к Трактату по земледелию и садоводству Ибн Луйуна (начало XIV в.). В нем автор перечисляет условия, которым должна отвечать такого рода усадьбы: "Место для дома с садом следует выбирать на возвышении для лучшего обзора и охраны. Фасад здания должен быть направлен на юг. Колодец или бассейн устроить у главного входа, а ещё лучше, если вместо колодца прорыть канал в тени, посреди сада. По обе стороны его посадить густой вечнозелёный кустарник и немного дальше за ним цветы и вечнозелёные деревья. По краю, вокруг сада, посадить виноградные лозы. Дорожки по центру и беседки также покрыть виноградными лозами.

В центре уместно построить беседку, окруженную вьющимися розовыми кустами, миртом и другими видами растений из тех, которые украшают сады. По форме сад должен быть больше в длину, нежели в ширину, дабы не утомлять глаза. Внизу построить комнату для гостей, а также бассейн, невидимый издалека, скрытый в гуще сада. Также уместно построить голубятню, а в доме - небольшую башню, пригодную для жилья. Чтобы жилье было надежнее и безопаснее следует иметь два выхода".

От первоначальных Садов сохранились лишь сами террасы, на которых они были разбиты. Террасы поднимались ступенями до самой вершины холма. Если смотреть вниз в сторону садов, поверхность многочисленных террас как бы сливаясь в одну, переливаясь цветами, плодовыми и декоративными растениями.

Сегодняшние сады не имеют ничего общего со средневековыми мусульманскими. В них цветы и плодовые растения смешивались без особого порядка. Мусульмане той эпохи находили декоративными и простые перцы, и артишоки и другие огородные растения. В садах, переполненных тонким благоуханием и беспрестанным журчанием воды, всё было создано для радостного созерцания. Это, однако, не мешало наслаждаться и сочными плодами, которые любили есть прямо с дерева во время прогулок.

Такими были сады в летней резиденции султанов, которая располагалась в Хенералифе вокруг Патио де ла Асексия. В настоящее время здесь многое изменилось. Бьющие вверх струи воды на итальянский манер устроили здесь в эпоху романтизма.

Они образуют арки над каналом, который пересекает патио вдоль его средней оси. Падая в канал, струи с шумом разбиваются о водную поверхность. При маврах она была зеркально гладкой. В старинку вода текла только из фонтанчиков, находящихся по одному у каждого края канала. Вода из них текла в канал, как из родников, тихая и прохладная. Её постоянное журчание действовало успокаивающе и не мешало умственному средоточию.

Во времена Католических королей стену на западной стороне патио сделали ниже и пробили в ней аркадные проёмы. При маврах же окна, открывающиеся наружу, находились только в центральной веранде.

Павильон, замыкающий патио с севера, хорошо сохранился. На переднем плане его фасада аркадная галерея на изящных колонках. За ней ещё три арки, через которые осуществлялся вход в поперечно расположенное помещение.

На его потолке богатая обшивка из дерева. Смотровой балкон несколько сдвинут вправо относительно оси канала. Над тремя арками пять оконцев, обрамленных стихами. В них упоминается имя Султана Абу-л-Валид Измаиля и "год великого торжества религии…". Это позволяет с точностью датировать здание 13919 годом. Католические короли пожаловали Хенералифе во владение коменданту Инестросе. От него усадьба передавалась по наследству, пока не попала в руки семейства Гранады - Венегас, позднее к маркизу де Мондехар и, наконец, через него к знатной итальянской семье Гримальди Палавичини из Милана. В 1921 году последний законный владелец усадьбы безвозмездно передал все права на её собственность испанскому государству. В связи с этим испанский король Альфонсо XIII в знак благодарности пожаловал его новым титулом, по тому случаю специально утвержденным - маркизом Хенералифе.

Купить входные билеты в Альгамбру онлайн

Фото Альгамбры и Хенералифе на нашей странице в Фейсбуке
















Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика