Контактный телефон:
+7 925 517 2846

Испания » Мадрид » Музеи » Музей Прадо

XVIII в. вошел в историю Европы как век просвещения и развития научных знаний. Наиболее передовые умы Испании, как и повсюду в Европе, занимает мысль о необходимости создания публичных музеев. Особенно большое внимание в Испании в XVIII в. обращали на естественные науки, поэтому было решено, что первый публичный музей будет посвящен естествознанию. В 1785 г. для музея отводится место в большом парке Прадо, откуда и получил впоследствии название весь музей. Здание музея возводилось по проекту выдающегося архитектора Хуана де Вильянуэва и представляет собой лучший образец испанского классицизма. Однако музей не был достроен, этому помешала смерть короля Карла III в 1788 г., абсолютное равнодушие к делам культуры короля Карла IV, а позднее, и это явилось главной причиной, наполеоновское нашествие.

Только в 1814 г. был издан приказ от 26 декабря об окончании постройки здания, уже сильно пострадавшего от наполеоновских войск. Теперь было решено поместить в новое здание музея и художественные сокровища дворцов, апартаменты которых обновлялись в духе современных вкусов. Вначале в здание нового музея были отправлены произведения, находившиеся во дворцах Мадрида и Аранхуэса. К этому времени в Европе уже функционировали некоторые публичные музеи: в Париже - Лувр, в Дрездене - Картинная галерея. Музей Прадо в Мадриде был торжественно открыт 19 ноября 1819 г. В постановлении об открытии музея было сказано: "Целью музея является давать знания, воспитывать художественный вкус как у учеников, так и у профессоров художественных академий, а также и у иностранцев, чтобы создать Испании славу, которую она заслуживает".

Вначале музей состоял из сравнительно небольшого количества картин: их было всего 311. Произведения отбирались для музея с большой строгостью. Так, совершенно не допускались картины с обнаженной натурой: из дворцовых собраний их передали в закрытые фонды Академии Сан Фернандо. Музей Прадо исключительно богат по количеству собранных в нем шедевров мирового искусства. В его стенах хранится целый ряд выдающихся произведений Тициана, Веронезе, Эль Греко, Дюрера, Рубенса, Рогира ван дер Вейдена и других. Все наиболее известные полотна Веласкеса - "Вакх", "Кузница Вулкана", "Сдача Бреды", "Менины" и "Пряхи" - находятся в Прадо. Только здесь можно увидеть его знаменитую серию придворных шутов, великолепные конные портреты испанских королей, виды парка Медичи в Риме и другие.

Только в Прадо можно по достоинству оценить всю широту диапазона творчества Гойи. Из-за исключительно благоприятных природных условий картины в Прадо сохранили присущую им первоначальную свежесть красок.

Музей Прадо был открыт для широкой публики в 1819 г. Основой для него послужили коллекции картин, собранные испанскими королями в продолжение трех столетий.

Вначале картины, приобретаемые королями, предназначались главным образом для украшения дворцовых и церковных капелл. В XVI в., начиная с царствования Карла V, культурные связи Испании с другими европейскими странами, главным образом с Италией и Нидерландами, сильно расширяются, в чем большую роль сыграли военные походы Карла V в Италию и долгое пребывание императорского двора в Брюсселе. Карл V охотно приобретал произведения иностранных мастеров. Любимым живописцем Карла V был Тициан: в 1548 г. он заказал ему свой конный портрет в память победы под Мюльбергом, а еще раньше, в 1533 г. - в рост, который был прислан из Венеции для украшения Алькасара в Мадриде. Карл V почти не жил в Испании, он предпочитал Брюссель. Там во дворце и хранились приобретенные им коллекции картин Тициана, Моро, Якопо Бассано и других известных живописцев. Впоследствии часть этих коллекций была привезена в Испанию Маргаритой Австрийской, правительницей Нидерландов. Большинство картин из этих коллекций теперь находятся в Прадо.

Сын Карла V Филипп II, став королем, не покидал Испании. Он расширил королевские коллекции картин и украсил ими Алькасар в Мадриде, загородный дворец Прадо, а позднее и Эскориал, дворец-монастырь, любимое место пребывания Филиппа II в конце жизни. Подобно своему отцу, Филипп II высоко ценил итальянскую живопись и продолжал давать заказы Тициану, который писал для него портреты и аллегорические картины. Очень охотно Филипп II приобретал картины Иеронима Босха. Не случайно поэтому в Прадо оказалось лучшее полотно Босха "Сад наслаждений".

Особенно значительно королевские коллекции пополнились при Филиппе IV, в чем большую роль сыграл Веласкес, бывший придворным художником короля и его главным советником по приобретению предметов искусства. Одна из поездок Веласкеса в Италию основной своей целью имела приобретение произведений искусства для дворцовых помещений. Будучи тончайшим колористом, Веласкес особенно ценил венецианцев за богатство и свободу их живописной техники. Ему удалось приобрести ряд выдающихся произведений Веронезе, Тинторетто и Бассано, которые теперь украшают стены музея Прадо. Тогда же было куплено много прекрасных картин во время распродажи коллекции английского короля Карла I, среди которых были такие шедевры, как "Смерть Богоматери" Мантеньи, "Автопортрет" Дюрера и другие. В 1628 г. в Мадрид с дипломатическим поручением от правительницы Нидерландов, дочери Филиппа II, Исабели Клары Эухении, приезжал Рубенс. Роль дипломата не мешала Рубенсу и в Мадриде заниматься живописью. Написанные им здесь картины были приобретены королем. Другие произведения Рубенса были куплены позднее во время распродажи его коллекции после смерти художника. ("Сад любви", "Три грации", портрет Марии Медичи и другие).

В настоящее время музей Прадо обладает одним из крупнейших в мире собранием произведений искусства со времен античности до наших дней. Коллекция экспонируется в двух зданиях - здание Вильянуэва на бульваре Прадо (основная экспозиция) и Касон дель Буэн Ретиро (испанская живопись XIX-XX вв.).

Адрес: Paseo del Prado, S/N.

Время работы:
Вторник - воскресенье - с 9:00 до 20:00.
Понедельник - выходной.

Официальный сайт музея - http://www.museoprado.es/



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика