Педро де Мена-и-Медрано / Pedro de Mena y Medrano (1628 - 1688)
- испанский скульптор. Родился в семье известного гранадского скульптора
Алонсо де Мены и с детских лет был связан с деятельностью мастерской
своего отца. Педро было 18 лет, когда умер его отец, но он уже имел
скульптурные работы в церквах Гранады. С приездом в Гранаду Алонсо
Кано он испытал сильное влияние его искусства, стал учеником
и последователем мастера. Не порывая с традицией раскраски деревянной
скульптуры в технике эль эстофадо (т. е. по золотому фону), Мена внес
в нее некоторые новшества. В 1653, работая совместно с Кано над большими
статуями для одного из гранадских монастырей, стремился подчеркнуть
экспрессивность их лиц (голова св. Педро де Алькантара); в гранадской
церкви Сан Антонио ему принадлежат статуи св. Иоанна Евангелиста, св.
Диего де Алькала, св. Франсиско и св. Клары), в которых непосредственность
воспрятия натуры преобладала над идеальностью образов Кано.
В 1858 Мена переезжает в Малагу, наступает зрелый период его творчества. По заказу епископа Мартинеса Сарагосы он исполнил 40 рельефов с фигурами святых для хора собора в Малаге. Некоторые изображения сохранили близкие Кано иконографические мотивы, но в целом мастер обрел творческую самостоятельность, создал превосходные образы, полные суровой силы (особенно изображения св. Исидора, св. Себастьяна, св. Хуана де Дьос).
Из Малаги Педро де Мена совершил поездки в Мадрид и Толедо, где получил звание почетного скульптора собора в Толедо за созданную им статую св. Франциска Ассизского (ок. 1663, Толедо, собор, сакристия). Совсем небольшая статуя приобрела значение монументального символа неукротимого человеческого духа, заключенного в бренную телесную оболочку. Лучшие работы Педро де Мены сочетают в себе внешний лаконизм форм с внутренней эмоциональной наполненностью образа. Среди них статуя немолодой, находящейся во власти мистического чувства Марии Магдалины (ок. 1664, Вальядолид, Нац. музей скульптуры), образы скорбящей Девы Марии (1673, Мадрид, монастырь Дескальсас Реалес; Куэнка, собор; Гранада, Музей изящных искусств; ок. 1676, Малага, церковь Сантос Мартирес). В период, когда традиции барокко все настойчивее проникали в Испанию, проявлялись в бравурности и мелодраматизме, в беспокойной избыточности дробных разорванных форм, творчество Педро де Мены выражало национальное начало.
Религиозные сюжеты
Живопись
Музеи
Художники
Репродукции:
XIV - XVI
вв.
XVII -
XVIII вв.
XIX в.
XX - XXI вв.
Скульптура
Скульпторы
Фотоальбом скульптуры:
XV -
XVIII вв.
XIX в.
XX - XXI
вв.
Архитектура
Архитектурные
стили
Архитекторы
Фотоальбом:
XV-XVII
вв.
XVIII
в.
XIX в.
XX -
XXI вв.