Жузеп Пуч-и-Кадафалк / Josep Puig i Cadafalch (1867-1956) - третья - после
Гауди
и Думенека-и-Мунтане
- звезда каталонского
модернизма. Он решил стать архитектором
в 21 год, глядя на строительство думенековского Hotel Internacional.
Пуч приходил в бешенство, стоило кому-нибудь назвать его работы
модернистскими. Самому ему казалось, что все, что он делает,
— лишь продолжение традиционной архитектуры новыми техническими
средствами. Все каталонские архитекторы того времени обыгрывали
андалузсские темы. Помимо общеевропейской моды на мавританщину
в том был и политический подтекст: дом, какой-то своей деталью
или всем обликом отсылавший к Севилье
или Гранаде,
как бы заявлял о своей укорененности в Испании, а не только
в местечковой каталонской традиции. Так строили все — но не
Пуч.
Излюбленным его стилем была кружевная высокая готика североевропейского типа: каждая его работа напоминает о том, что мавританская культура не затронула Каталонию, что Каталония всегда была частью Европы, а не Испании, и что связи Барселоны с Англией или Фландрией всегда были теснее, чем с Кастилией или Андалусией. Всегда — это, в понимании Пуча, в XVI-XV веках, времени, к которому он постоянно возвращался в своих классических постройках: доме Амалье, кафе "Четырех котов" (Els Quatre Gats), доме Таррадес («Дом с шипами»), доме Макая. Так что Пучу даже не обязательно было украшать «Дом с шипами» святым Георгием с надписью «Святой покровитель Каталонии, верни нам нашу свободу», чтобы заслужить обвинения в сепаратизме. Эти обвинения подтверждались и политической деятельностью Пуча, вершиной которой стал пост президента автономного правительства, который он занимал с 1917 по 1925 год.
Когда к власти пришел Франко, архитектор отправился в изгнание, откуда вернулся лишь через 9 лет. Остаток жизни он уже ничего не строил, а занимался историей архитектуры, разрабатывая тезис о том, что каталонское и испанское искусство, разумеется, находятся в неразрывной связи — но потому лишь, что все испанское искусство вышло из каталонского.
Ж. Пуч был учеником архитектора Льюиса Думенека-и-Мунтане и являлся одним из последних представителей стиля модерн и первых — новесентизма. Его творчество можно разделить на 3 периода:
Период «модерна». Ж. Пуч использует как образец сельские постройки каталонской аристократии (Casa), к которым он добавляет элементы архитектуры северных народов. Это такие возведённые им здания, как Casa Amatller, Casa Martí, Casa de les Punxes (Casa Terrades). Все они были созданы между 1895 и 1905 годами.
Затем следует период «рационального идеализма», направления в архитектуре, ориентированного на вкусы крупной новой буржуазии. Здания были спланированы согласно рациональным и практичным критериям. К этому периоду относятся его Casa Trinxet, Casa Muntades и Casa Company.
Третий творческий период в работе Ж. Пуча получил наименование
«монументализма». Он развивался параллельно подготовке и проведению
в Барселоне Всемирной выставки 1929 года, для которой Ж. Пуч был назначен
главным архитектором. Здания были созданы в подражание проектам древнеримской
архитектуры, с добавлением элементов национальных архитектур регионов
Валенсия и Андалузия. В результате возник стиль, напоминсющий «нео-барокко»
(Королевский дворец в Барселоне, 1929 год).
Религиозные сюжеты
Живопись
Музеи
Художники
Репродукции:
XIV - XVI
вв.
XVII -
XVIII вв.
XIX в.
XX - XXI вв.
Скульптура
Скульпторы
Фотоальбом скульптуры:
XV -
XVIII вв.
XIX в.
XX - XXI
вв.
Архитектура
Архитектурные
стили
Архитекторы
Фотоальбом:
XV-XVII
вв.
XVIII
в.
XIX в.
XX -
XXI вв.