Контактный телефон:
+7 925 517 2846

Испания » Искусство » Религиозные сюжеты » Коронование Богоматери


Коронование Богоматери (исп. La Coronación de María (Virgen))— коронация Девы Марии Царицей Небесной после её Вознесения на небеса (католич.).

Коронование Девы Марии Царицей Небесной от Самого Бога согласно доктрине римокатолической церкви является одним из эпизодов, входящих в цикл Вознесения Богоматери, и последним эпизодом её жития.

Само Вознесение Девы Марии, как правило, подразделяется на четыре стадии:

- Успение — Богоматерь на смертном одре, в окружении апостолов-свидетелей
- погребение (изображается редко)
- собственно Вознесение
- Коронация вознесенной Девы, которая произошла сразу после Вознесения

Коронование Девы Марии отмечается 22 августа (католич.). В православии есть только праздник Успения Богородицы.

Благословенная матерь Божия после своей кончины и Вознесения, разумеется, была достойна принять «царство благолепия и венец доброты от руки Господней» и стать одесную Бога в славе царской, как о том говорили пророки. Именно после коронации Мария может называться Царицей Небесной. Теперь на небесах Богоматерь предстоит по правую руку от Бога и Сына Своего, ходатайствуя пред ним за грешников.

Возникновение и источники

Никакой из католических догматов и ни единая строка в Священном Писании не говорят ничего о том, что Мария после вознесения на небеса была коронована. Тем не менее, несмотря на отсутствие подкрепления утверждёнными церковью догматов, эта тема в религиозном искусстве была очень популярна.

«Золотая легенда» популяризировала сюжет своей пространной главой, посвященной Вознесению Девы Марии и её блистательному входу в Царство Небесное. Некоторые фрагменты из этого описания были дословно скопированы из Псевдо-Иеронима. Эта популярнейшая книга Средневековья снабдила художников огромным количеством деталей и атрибутов, которые они с успехом стали использовать при работе над данным сюжетом.
« В этот день обрели Небеса Благословенную Деву, возрадовались ангелы, торжествовали архангелы, Престолы пели и Господства музицировали, Начала сплетались голосами, а Силы играли на арфах, херувимы с серафимами, подхватывая гимны и восхваления, вознесли Её с благодарностями и прославлениями к трону божественного и высшего Владыки. (Иаков Ворагинский, «Золотая легенда») »

Иконография

Главная черта этого типа, в отличие от других изображений Девы Марии в образе Царицы Небесной, состоит в том, что корона на её голову ещё не надета, её держит кто-то другой.

Может быть несколько вариантов расположения фигур:

- Иисус и Мария сидят на тронах друг напротив друга, Мария увенчивается Иисусом.
- Мария находится между Отцом и Сыном, которые совместно увенчивают её короной. Вверху — голубь. Мария увенчивается Святой Троицей.
- Мария склоняет колена у ног Бога-Отца, часто сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы. Мария увенчивается Богом-Отцом.
- Над головой Марии корону держат ангелы (подтип, часто у картины другое название)

Два (или больше) ангела по бокам — обозначение присутствия небесных легионов. Часто изображение музицирующих ангелов — ведь Марию на небесах встречали торжественно; инструменты — это символ музыки небесных сфер. Иногда можно увидеть изображение сферы, на которую опирается Бог-Отец — это символ вселенной. Под ногами Марии встречается полумесяц — он пришёл из строк Иоанна Богослова. А цветы служат для обозначениня чудного аромата, возникшего в момент Успения, по свидетельству очевидцев. Несмотря на то, что согласно апостолам, Мария опочила в возрасте 60 лет, изображается она, конечно, как прекрасная юная дева, богато одетая, в соответствии с её будущей ролью Царицы Небесной (Regina Coeli). В руках Иисус может держать книгу со строками: «Veni, electa mea, et ponam te in thronum meum» (Приди, избранная…).

Коронование может быть совмещено с сюжетом Успения (тогда картина имеет две зоны, земную и небесную), и с сюжетом Вознесения. Изображение может сопровождаться как предстоящими апостолами — свидетелями последних минут жизни Марии, так и просто избранными святыми — патриархами, Отцами Церкви, мучениками, и даже донаторами (коленопреклоненными). В искусстве Контрреформации возникнет стремление вытесенения этой темы Непорочным зачатием.

Испанское искусство:

Живопись
   Музеи
   Художники
   Репродукции:
   XIV - XVI вв.
   XVII - XVIII вв.
   XIX в.
   XX - XXI вв.
Скульптура   
 Скульпторы
 Фотоальбом скульптуры:
   XV - XVIII вв.
   XIX в.
   XX - XXI вв.
Архитектура
  Архитектурные стили
   Архитекторы
   Фотоальбом:
   XV-XVII вв.
   XVIII в.
   XIX в.
   XX - XXI вв.

Историческая справка
Испания



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика