(1885-1890) Calle Nou de
la Rambla 3-5, Barcelona
В каком бы месте вы ни расположились на Калье Ноу де ла Рамбла,
чтобы рассмотреть Дворец Гуэля целиком, сделать это практически
невозможно. Причина вовсе не в его размерах: столь представительный
особняк занимает площадь всего 18 на 22 метра. Однако прилегающая
улица очень узка и не позволяет увидеть здание полностью.
Из окон дома напротив просматривается в основном наиболее
рациональная часть фасада, а роскошная отделка нижнего этажа
фасада видна лишь фрагментарно. Зато отсюда в поле зрения
попадают причудливые башенки наверху: отныне Гауди станет
именно так "наряжать" обычные дымовые трубы. Это
его первый дом с фантастическим "садом" на крыше.
Когда Эусебио Гуэль в середине
1880-х годов остановил свой выбор на Гауди как на своем личном
архитекторе, тот еще не имел необходимого профессионального
опыта. Дом Висенса находился в процессе строительства, особняк
Эль Каприччо - в стадии завершения. Уровень мастерства Гауди
могли подтвердить лишь его небольшие проекты, выставлявшиеся
на Всемирной выставке в Париже.
Гауди как профессионал обычно встречал полное доверие со стороны
заказчиков, даже в молодые годы, когда он только начинал свой
творческий путь. Гуэль был убежден в его талантливости, с
удовлетворением отметив в Гауди также интерес к социальным
и сугубо "почвенным" патриотическим веяниям в Каталонии
в те годы.
Молодой архитектор, со своей стороны, нашел в Гуэле редкое сочетание благородства, удачливости в финансовых операциях и сочувственного отношения к социальным низам испанского общества. В проекте герба для Гуэля, исполненном Гауди, значится девиз: "Вчера - пастух, сегодня - дворянин", весьма точно характеризующий карьеру Гуэля. До поры до времени она развивалась в обычном духе, но после возвращения Гуэля из Америки его дела резко пошли в гору. Когда он заказывал Гауди проект собственного особняка в центре Барселоны, деньги уже не играли особой роли в его жизни. Один из чиновников Гуэля безуспешно пытался обратить внимание хозяина на непомерные расходы, связанные со строительством особняка. "Я набиваю карманы дона Эусебио, - жаловался он, - а Гауди опустошает их".
Архитектор, разумеется, получил полную свободу действий, вопреки явно неблагоприятным исходным условиям. Улица Конде дель Асальто, на которой возводился дворец (сегодня она называется Калье Ноу де ла Рамбла), чрезвычайно узка, да и земельный участок был явно недостаточен для планируемого здания. Гауди практически отказывается от скульптурного декора на фасаде; лишь узкое пространство между двумя входными порталами украшает декоративная "колонна" с каталонской эмблематикой - намек на патриотические амбиции заказчика дома и его архитектора. Фасад облицован плитами серого мрамора и благодаря своей рациональной основе воспринимается гораздо более масштабным, чем в действительности.
Форма обеих входных арок весьма
специфична, поскольку она не похожа ни на готическую стрельчатую,
ни на арабскую полуциркульную арочные формы, столь увлекавшие
Гауди в его ранних постройках. На сей раз мастер остановился
на параболической арке, которая получит развитие в его следующих
зданиях. Гости могли свободно проезжать в обе арки прямо в
экипажах. В вестибюле соответственно предусмотрен пологий
спуск к конюшне, находящейся в подвале.
Все это было новшеством для Барселоны. Дебют Антони Гаудикак архитектора в этом городе оказался триумфальным. Приемы
стиля Ар Нуво получали развитие во внутренних покоях дворца
- в первую очередь, в отделке многочисленных колонн: от приземистых,
грибообразных в подвале до элегантных, высеченных из старого
пиренейского змеевика и до блеска отполированных - в приемном
зале. В общей сложности во дворце их сто двадцать семь, и
они во многом способствуют тому, что дворец смотрится гораздо
более величественным, на что, собственно, и рассчитывал архитектор.
Центр дворца занят высоким залом, распространяющимся на три этажа. Зал перекрыт куполом со множеством круглых отверстий, отчего создается впечатление небосвода с мерцающими звездами. Но ощущение грандиозных размеров зала - скорее результат умелой режиссуры проектировщика: воздействует, в основном, высота помещения (17,5 м), при площади его основания 9 на 9 метров. В зале устраивались музыкальные вечера для гостей Гуэля, и Гауди пришлось спроектировать также орган с системой труб, выходящих в верхнюю галерею. Звучащая музыка, кажется, нисходит на слушающих сверху.
Остальные комнаты располагаются вокруг центрального зала. Гауди вложил немало фантазии в их оформление. Особенно примечательны потолки комнат с их роскошной обшивкой из эвкалипта и кипариса в сочетании с изящной металлической арматурой (потолочные опоры, как правило, отсутствуют). Не менее интересна мебель, спроектированная Гауди.
На крыше дворца находится небольшой купол, перекрывающий пространство центрального зала. Он заканчивается заостренной башней. Ее окружают восемнадцать прелестных каменных "скульптур". Это первая версия мотива башенок, трактовку которых позднее Гауди доведет до своеобразной сублимации в колокольных навершиях Саграда Фамилиа.
С завершением строительства Дворца Гуэля Антони Гауди перестал быть безымянным строителем. Еще в разгар работы в прессе появились сообщения, в которых вначале упоминался только заказчик, а потом - все чаще и чаще - молодой архитектор, казалось, без всяких усилий пролагающий новый путь в архитектуре.
Саграда Фамилия
Бельесгуард
Вилла Гуэля
Винные погреба Гуэля
Дворец Гуэля
Смотрите также:
Достопримечательности
бульвара Рамблас:
Бульвар
Рамблас (Рамбла) / Las Ramblas (La Rambla) - общие сведения
43. Фонтан Каналетес / Font de Canaletes
44. Церковь Святой Анны / Esglesia de Santa Anna
45. Дворец Моха / Palau Moja
46. Церковь Богоматери Вифлеемской / Esglesia de la Mare de Déu de Betlem
47. Госпиталь Святого Креста / Hospital de la Santa Creu
48. Дворец Виррейна / Palau de la Virreina
49. Рынок
Бокерия / La Boquería
50. Большой театр
Лисеу / Gran Teatre del Liceu
51. Дворец Гуэля / Palacio Güell / Palau Güell
52. Королевская
площадь / Plaça Reial
53. Театр Принсипал / Teatre Principal
54. Приходская церковь Св. Моники / Iglesia parroquial de
Santa Mónica
Портаферрисса / Portaferrissa
Дом Бруно Куадроса / Casa Bruno Cuadros
Театр Полиорама / Teatre Poliorama
Памятник Колумбу
/ Monumento a Colón