Контактный телефон:
+7 925 517 2846

Испания » Коррида


Коррида или бой быков - это поединок между человеком и специально выращенным для этого зрелища бойцовым быком (toro bravo). Хотя и кажется, что участь быка заранее предопределена, тем не менее, тореро рискует жизнью, которая зависит от его ловкости и храбрости. Коррида проводится в круглых амфитеатрах, где присутствует несколько тысяч зрителей.

Часто говорят, что коррида - это трагедия в трёх актах с прологом и эпилогом. Начинается она с пролога - парада ярко и красиво одетых участников корриды: тореро (или матадор), роль которого плащом дразнить быка, бандерильеро - тот, кто вонзает в быка цветные палочки в виде гарпуна, пикадор - всадник с пикой, которой он злит быка. В первом акте трагедии пикадор уколами пики приводит в ярость быка, а тореро раззадоривает животное своим плащом у самых его рогов, грациозно уклоняясь от нападений. Во втором акте бандерильеро ловко должен вонзить в хребет быка, во время его нападений на тореро, по две бандерильи. Третий и последний акт - поединок матадора с быком. В эпилоге в зависимости от того, понравилась ли работа матадора публике, по традиции ему в награду дают одно или два уха, а иногда и хвост побеждённого быка.

Для испанца коррида - это высокое искусство, предмет которого смерть быка. Она завораживает подобно музыке. Тореро выходит на быка, преграждает ему путь и лишь в последний момент отступает на полшага, взмахнув плащом (капа), в который врезается бык. Тореро выгибается и замирает, проводив быка поворотом головы и бросив торжествующий взгляд на зрителей.

История корриды, скорее всего, восходит к началу новой эры, к иберам, населявшим Пиренейский полуостров и почитавших быка священным животным (сохранились наскальные изображения быков, которым несколько тысяч лет). Вероятно, первоначально убийство быка было ритуальным и совершалось только жрецами. К VIII веку, перед вторжением арабов, битвы с быком уже были излюбленной народной забавой. А к концу XV века, то есть времени завершения реконкисты и объединения Испании, коррида становится развлечением благородного сословия. С быком сражается кабальеро, рыцарь на коне. Те, кто еще недавно бились с маврами и готовились встретить смерть на поле брани, снова могли испытать себя на арене.

Как свидетельствуют дворцовые хроники, ни одно торжественное событие в Испании, начиная с коронации Альфонса VII и кончая Филиппом V, не обходилось без соответствующего празднества с быками под названием «каньяс де торос». Бой быков около 600 лет был важной составной частью жизни испанской аристократии, пока в середине XVIII века Филипп V Анжуйский, первый из династии Бурбонов, не выказал явное презрение к этому зрелищу. С тех пор бой быков превратился в общедоступное зрелище и проводится на специально оборудованных аренах. В настоящий момент крупнейшей ареной для боя быков является Пласа Монументаль де лас Вентас в Мадриде.

В XVI веке без корриды не обходились уже многие крупные праздники. В Мадриде бои устраивали на центральной площади, на Пласа Майор, где происходили важнейшие для страны события, в том числе особо важные аутодафе, а в дни коронационных торжеств короли выходили приветствовать народ. Коррида в этот период эстетизируется и становится фактом культуры. В драматургии XVI-XVII веков, в том числе у Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерона, часто фигурирует раненный герой или герой, только что победивший быка.

В середине XVI века папа Пий V издал эдикт, запрещавший корриду под страхом отлучения от церкви. Но испанский король Филипп II, хотя и был известен своим суровым отношением ко всяким зрелищам, добился у папской курии отмены эдикта. Он полагал, что именно это зрелище закаляет мужество - одно из главных черт настоящего испанца.

Первые профессиональные тореро, как пешие, так и конные, появляются в XVII веке. И это знаменательная веха в истории корриды. Благородные кабальеро не могли снизойти до ремесленничества, профессионализм был уделом простонародья.

В 1700 году на испанский трон взошел первый Бурбон - Филипп V, внук Людовика XIV прибыл из Франции, страны другой культуры и, как он был уверен, страны более просвещенной. Ему, чужаку, бой быков казался дикостью, поэтому коррида была запрещена. Запрет действовал вплоть до смерти монарха, а в 40-х годах XVIII столетия прерванная традиция возродилась. Но это была уже другая коррида - с пешим тореадором-профессионалом, похожая на современную. Начал формироваться строгий канон. Смертельная схватка превращается в подобие трагического балета со своей "божественной", как ее позже определил Лорка, геометрией и обязательными фигурами. Знатоки оценивали мастерство тореро и по изяществу исполнения таких фигур, и по степени их рискованности. Пропусти матадор быка под мулетой чуть дальше от себя, чем принято, - он трус, чуть ближе - покойник.

Просветительский пафос XVIII столетия оказывает влияние и на следующие века, когда свято верили во благо прогресса и цивилизации. Большинство писателей конца прошлого и начала нынешнего века - против корриды. Но в XX веке, проходившем под знаком массового уничтожения невинных людей, для оптимизма осталось мало оснований. Многие художники увидели в корриде модель трагического существования человека на волосок от гибели, сублимацию неизжитой тяги к насилию и жажды смертоубийственной схватки. В литературе, театре и кинематографе второй половины XX века коррида снова занимает важное место.

Коррида проводится с середины весны до середины осени. Проводится под открытым небом, чтобы зрелище было наиболее полным, благодаря ещё и погоде. Одно выступление длится приблизительно 20 мин., четыре выступления – 2 часа.

Как правило, в представление участвуют три матадора, каждый из которых сражается с двумя быками, выбранными для корриды на специальной жеребьевке. Коррида начинается парадом, когда на арену под звуки старинного пасадобля выходят участники корриды, сопровождаемые костюмированной процессией. Эта церемония представляет зрителям корриды матадоров и их команды (квадрильи).

Каждого матадора обслуживают три бандерильеро, которые помогают матадору управлять быком с помощью широких ярких плащей, а также втыкать в холку быка бандерильи - длинные тонкие палки, которые украшаются цветной бумагой. В команду тореро также входят два пикадора, по одному для каждого сражения. Президент корриды взмахом белого платка предупреждает зрителей о начале первого поединка.

Представление начинается выводом на арену быка, которого встречают бандерильеро с малиново-золотистыми плащами в руках. Их задача: понять поведение быка, его силы, склонности и повадки. С этой целью бандерильеро выполняют несколько основополагающих элементов, постепенно обучая быка "правилам игры".

Затем на арену выходят пикадоры. Они также корректируют поведение быка, чтобы тот постоянно следил за плащом, низко держал голову и не совершал резких движений и выпадов. Для этого с помощью длинной пики, на конце которой располагается ограничитель, пикадор делает три укола в холку быка. Это мера служит для того, чтобы бык не вскидывал резко голову - такой прием может оказаться для матадора смертельным. Публика радостно приветствует попытки смелого животного напасть на хорошо защищенную лошадь пикадора. Если бык многократно предпринимает такую попытку, то это говорит об особенной силе и храбрости животного.

Следующий акт - снова за бандерильяс. Теперь бык намного опаснее, он знает арену, "правила игры" и готов к яростной защите. Последовательно в спину быка втыкаются три пары разноцветных бандерилий. Это действо является одним из самых ярких, так как бандерильяс демонстрируют чудеса ловкости и реакции. Далее на арену выходит матадор, вооруженный шпагой и красной мулетой. Размер плаща матадора в несколько раз меньше, чем у бандерильерос, что делает его выступление крайне опасным.

Сражаясь с быком, матадор использует множество элементов, каждый из которых поклонники на трибунах оценивают аплодисментами. Постепенно наступает момент истины, когда надо нанести животному смертельный удар. Для этого необходима максимальная концентрация и уверенность, так как шпага должна попасть в трехдюймовое пространство между лопатками быка. Неточный удар вызовет недовольный гул публики, и тореро должен будет использовать короткую шпагу с перекрестием, которая при точном попадании вызовет медленную смерть животного.

В конце представления зрители выказывают свою удовлетворенность или полное разочарование увиденным. Если представление им понравилось, то зрители просят президента корриды пожертвовать тореро ухо быка, для чего машут белыми платочками. В давние времена наградой для тореро была туша убитого им быка, а отрезанное ухо - жетон на ее получение. Сегодня ухо или хвост - лишь символы признания мастерства матадора, который также удостаивается круга почета и сопровождается морем аплодисментов. Круга почета удостаивается и туша убитого им быка в том случае, если животное вело себя во время корриды отважно и яростно.

Сезон боя быков начинается 19 марта, в День Святого Иосифа, и заканчивается 12 октября, в день Испании. 14 мая в Мадриде начинается большой фестиваль Святого Исидро, когда проходят выступления лучших матадоров и быков Испании. В эти дни рога быка украшаются цветами, а матадоры меняют свои яркие костюмы на простые, крестьянские. Длится фестиваль три недели, на протяжении целых 27 дней, радуя жителей города и приезжих этим красивым зрелищем. Аналогичные празднества проходят в марте в Валенсии, в апреле в Севилье, в июне в Гранаде, в июле в Памплоне (знаменитый праздник Сан-Фермин, воспетый Хемингуэем), в августе в Бильбао, а также в других менее крупных городах.

Внимание! Дети до 14 лет на корриду не допускаются.



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика